kssernik (kssernik) wrote,
kssernik
kssernik

Categories:

Конец царства Ариев. Эраншахр и Аль-Мамляка аль-Арабия ас-Саудия.

на вершине
Как  в VII веке из ничего, из бесплодных песков душных пустынь, за несколько десятелетий возникла мусульманская империя, более обширная, чем уже почившая в бозе Римская - загадка истории, близкая к биологической тайне внезапного распространения схистоцерки. Как это сделали вчерашние немытые кочевники с края света, не знавшие цивилизации - ведь у них даже не было городов, кроме  Ястриба и Мекки?

Казалось бы, ответ в идеологии. Тысячи обращённых голодных и нищих фанатиков ринулись громить цивилизованных и зажиточных соседей. В одном из двух существовавших арабских городов, в Мекке,  в торговом племени курейша, в "счастливой Аравии" среди купцов, родился пророк Мохаммед, объявивший себя простым пастухом и давший идеологическую основу для объединения арабов. Ответ не столько в фанатизме, сколько в силе статического притяжения ислама для диких племён бедуинских вараваров.  Движущей силой для масс арабов стала сама критическая масса. Беднякам пообещали равенство, рабам - свободу. Совсем как большевики, объединявшие всех "пролетариев" под лозунгом справедливости.

Сначала аравийские племена перестали угонять верблюдов друг у друга, потом нашли общий язык с семитами Сирии и Египта, подвласными православной Византии. Арабы, никогда больше не показавшие себя настоящими воинами,  тогда умудрились подчинить себе полмира и распространить ислам, сделав его мировой религией. Когда арабский мир набрал силу, стало возможным воевать чужими руками. Ударной боевой силой у арабов были мамелюки и гулямы - кипчаки, абхазы и черкесы, мегрелы, хазары. Позднее турки-османы перенимут эту систему, натаскивая для военных походов иноплеменных янычар.  Но как удалось арабам завоевать Иран - Эраншахр, ведь это не родственные Сирия и Египет.



Эраншахр к тому времени уже изнурён военными столкновениями с Византией. Уже разгромлена Хазарией Кавказская Албания. Хазары прошли через Дербентский коридор и угрожают Сасанидам со стороны Каспия.  Арабы, воодушевлённые новоявленным пророком, начинают эпоху завоеваний. Для падения Палестины и Сирии хватило бедуинского сброда. Византийское войско было малочисленным, а местное население принимало арабов благосклонно. Со временем арабы ассимилировали египтян и сирийцев. Сегодня это те же арабы, не только совершающие намаз по пять раз на дню, но и говорящие на арабском языке.

Получив плацдарм, арабам стало возможным подчинить Эраншахр, чтобы двинуться дальше, ещё дальше. Эраншахр, то есть Персия Сасанидов - это сияющее великолепие империи, занимавшей нынешний Иран, Ирак, восток Турции,  Афганистан, Пакистан, Закавказье и Кавказ.  Над всеми властвовал шахиншах Ариев и не-Ариев, восседавший на троне в виде золотого  барана. Подвласные территории имели относительную самостоятельность, управлялись шахедарами, это было подобие федеративного устройства.

Эраншахр населяли не кочевники, а ремесленники и торговцы. Персы вывели породу персидских кошек и придумали ковроткачество. Предметом торга были не только знаменитые персидские ковры, а и украшения из золота, серебра, кораллов, янтаря, агата, жемчуга;  шёлковые, шерстяные и  парчовые ткани. В Эраншахре выделывали кожу, ткали полотно, растирали краски. Торговали с Китаем страусиными яйцами, чёрным перцем, горным хрусталём и зелёной солью. Разводили овец, лошадей и ослов. Умели  обжигать стекло, лить ртуть и олово
. Производили стальной булат, варили сахар и киноварь. Иранцы знали ирригацию, возделывали землю, сеяли злаки и сажали виноградники.

По сравнению с арабами, бродившими по пескам пустыни с верблюдами, это верх цивилизации. Может, их покарали предки, за то, что трупы умерших не предавались земле или огню, а выкладывались на съедение диким зверям и птицам? Но очищенные кости потом хранились в специальных урнах. Может их слабость в дуалистической религии? Они верили в Бога Неба и Бога Огня. Но это скорее противопоставление двух извечных понятий Добра и Зла. Зороастризм это первая религия, провозгласившая единого пророка, ответственность бессмертной души за деяния на Земле и Конец света.

Конец же самого государства Сасанидов был предсказан провидцем. Жрец предрёк шахиншаху Хосрову II, что последним правителем будет его ущербный внук, инвалид детства. Так и случилось.  Последним правителем Ирана и не-Ирана стал шахиншах Йездригерд III. Его дед, шахиншах  Хосров II запретил сыновьям иметь сношения с женщинами. Но жена шахиншаха Ширин свела их сына Шахрияра с женщиной, родившей ему ребёнка. Хосров сначала обрадовался внуку, но увидев кривую ногу младенца, приказал его убить. Однако Ширин и тут вмешалась, сохранив жизнь Йездигерду, спрятав его вне двора владыки. Так сбылось предсказание. Йездигерд был воздвигнут на золотой бараний трон. И стал агнцем на заклание для жестокого врага. Не помогли заветы пророка Заратустры, видимо Йездигерд слишком буквально воспринял его слова:


"Враги у вас должны быть только такие, которых бы вы ненавидели, а не такие, чтобы их презирать. Надо, чтобы вы гордились своим     врагом: тогда успехи вашего врага будут и вашими успехами".

Успех врага стал концом Эраншахра, как страны  культуры, просвещения и ремёсел. Начав с разбойничьих набегов из сирийских пустынь, с разорения Месопотамии, несколько лет арабы теснили  войско Сасанидов, отвоёвывая город за городом. Окраинные провинции принимали поражение не как собственное, разноплемённость Эраншахра  стала его слабостью. Бахтиары, курды, талыши, табасаранцы, шахсевены, луры в разной степени принимали завоевателей, далеко не все были готовы к сопротивлению. Хотя иранские провинции арабам так и не удалось полностью ассимилировать, но восстание хусанитов было много позднее.

После поражения Рустама, командовавшего персидским войском, Йездригерд слонялся по городам Эраншахра, а шахридары один за другим переходили под юрисдикцию арабов.  Империя, скроенная как федерация, рассыпалась. Были покорены и персидские провинции Исфахан, Рей, последней пала Парса. Все достижения персов были присвоены и использованы дикими кочевниками арабами. Для начала арабы навязали Ирану ислам.

"Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха даже в Последний День, не запрещает того, что запретили Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины - из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными".


Мухаммед разделил людей по вере на правоверных, людей писания и неверных. Правоверный не мог быть рабом, мусульманина нельзя убивать. Людьми писания признавалиь христиане, сабии и иудеи, поскольку эти религии имели тогда приверженцев арабов.  Людям писания предоставлялся выбор: платить дань и сохранить свою веру, или принять ислам. Впрочем, уплата дани не давала гарантии сохранения жизни, поскольку максимум, что могло  повлечь убийство немусульманина - это порицание. Но хуже всего приходилось неверным, это были люди вне закона, кторых можно, а скорее должно было убить, ограбить, унизить, забрать в рабство.

Единственный способ избежать смерти для неверного - принять ислам. Таким образом, особого выбора у покорённых народов не было. Зороастрийцев было очень много, а газовых камер для массового уничтожения тогда ещё не было. Да и выгоднее собирать дань, чем утилизировать подданых. Поэтому для зороастрийцев было сделано исключение: их признали в виде исключения людьми писания. Однако сам процесс уплаты налога - как окультуренные кочевники называли теперь дань, переняв налоговую систему Сасанидов - был унижением "людей писания". Для начала захваченную провинцию основательно грабили, убивая кого вздумается, или превращая в раба. Потом с жителей брался единовременный выкуп, за право жить. И даже составлялся договор:

"Калифу выплачено 500 000 дирхемов ои населения Рея и Кумиса, с условием что он больше никого не будет убивать и грабить, обращать в рабство, не разрушит больше храмы огня".



В дальнейшем жители платили поземельный и подушный налоги. Причём уплата в полном соответствии с заповедями пророка, обременялась унижением подателя налога. Добросовестный налогоплательщик, по заведённому обычаю, являлся для уплаты налога в назначенный день, в присутствии народа, в покорной позе подносил налог восседающему на престоле эмиру, получал в ответ вместо расписки пощёчину, и пятясь удалялся, сопровождаемый пинками и подзатыльниками, надо полагать - на карачках. Назначенный день вовсе не был привязан к фазам луны или святым дням. Налог назначался, исходя из платёжеспособности кафира, гяура, зимми - в общем презренного неверного. Если ты умелый ремесленник - плати налог каждый день. Неудивительно, что потеряв способность к сопротивлению,  зимми принимали ислам, чтобы не подвергаться ограблению и унижению.

Арабы присвоили себе достижения культуры и науки персов.  В зороастризме, так же как и в исламе, запрещались изображения живых существ.  И персидские орнаменты стали муслимскими. Арабы не знали ни ремёсел, ни искусств до завоеваний. Они угоняли в рабство или обращали в ислам самых искусных ремесленников и художников, поэтов и мыслителей, опустошая и грабя завоёванные народы.

Вчерашние кочевники полюбили роскошь, восседали на пьедесталах в парче и шелках, в окружении рабынь и наложниц. Первое представление о арабах в Европе сложилось из "Сказок 1000 и одной ночи". Но это не что иное, как перевод персидского "Хевзар-Эфсане".

Мистификация "арабских достижений" до сих пор имеет место быть. Арабы пользовались достижениями завоёванных народов, поскольку в пустынях Аравии единственным доступным родом деятельности было разведение верблюдов. Трактаты по астролябии - не что иное, как тройной перевод, с греческого на сирийский и потом на арабский. Ахмед Аль-Ниавенди, составивший астрономические таблицы - не араб, а новообращённый в ислам перс. И его таблицы - заимствования у греков. Десятичную систему записи чисел угнанный из провинции Эраншахра Хорезма математик Мухаммед-аль Хорезми позаимствовал у индийских математиков. Его работы по основам алгебры - заимствования трактатов Диофанта Александрийского. Труды по астрономии, геометрии, астрологии, метеорологии были заимствованы учёными не арабского происхождения, обращёнными в ислам у греков, в частности у Птолемея и Аристотеля. "Арабы" , которые и арабами не были:  аль-Наиризи и аль-Бетегай - это персы, аль-Кинди - сириец или еврей, присваивали переводили и подражали. Как и калифы  Халифата переняли роскошь и убранство  у шахиншахов Эраншахра.





Знаменитый Авиценна был тат, представитель родственного персам и нынешним таджикам народа, родом из Афшана. Ибн Сина не соблюдал мусульманские догмы, пил вино и считал его лечебным. Муслимы не раз угрожали ему смертной казнью. Его труд "Канон врачебной науки" - не что иное, как тройной перевод Галлена. "Канон" перевели в четвёртый раз - с арабского на латынь, уже как труд Авиценны.

Maimonides-2.jpg
Моше бен Маймон (Маймонид)

Переводил Галлена и Майонид, новообращённый в ислам еврей. За несоблюдение исламских догм "арабского врача" Маймонида так же подвергали гонениям и заключению.  Абу Имран Муса бин Маймун, он же Мойша Маймон, многие труды написал по-арабски. Но основной его труд "Мишне Тора", написан на иврите.

Ещё хуже обстоит дело с литературой и искусством. Труды по атифметике можно было слямзить у Диофанта.






Ничего, что он написал это ещё в III веке. Для мистификаций невежественных арабов это не так важно,  ведь ислам вообще не предполагает образования у паствы и рассчитан на кочевников, среди которых и рапространился прежде всего. Присвоить и выдать за своё.  До сих пор теперь на мусульманских сайтах в Интернете Аль-Хорезми - "основатель алгебры". С подробностями биографии, опровергающими отношение его достижений к исламу.



Аль-Хорезми — великий математик, астроном и географ, основатель классической алгебры. Его полное имя — Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми. В переводе с арабского это означает «Мухаммад, сын Мусы из Хорезма». Имя указывает на родину учёного — среднеазиатское государство Хорезм, которому соответствуют теперешний Узбекистан, часть Каракалпакии и Туркмении. Сведений об аль-Хорезми сохранилось крайне мало. Согласно родословной, он происходил из рода зороастрийских жрецов, позже принявших Ислам. Годы жизни точно не установлены. Предполагают, что аль-Хорезми родился в 783 г., а умер в 850 г.


Зороастрийский жрец, "позже принявший Ислам"!  Пребывал в неведении, неверный, пока не снизошла истина в виде орды кочевников. Но с математиками всё же проще. Где взять литературу и искусство? Что касаемо литературного творчества - перевести "Сказки 1000 и одой ночи", и этим ограничиться. Ведь другой памятник арабской литературы - сборник поэм Моллакат - из домусульманской эпохи. Потому рассматривать его ценность нет смысла, когда речь о наследии ислама. Впрочем, это произведение отнюдь не шедевр мировой литературы, как и несколько арабских басен и романсов - опять переводов и заимствований.

Искусство - изображение людей и животных запрещено, поэтому ислам ограничился в искусстве мозаикой, росписью и архитектурой. Большинство известных мировых памятников в этих областях искусства создано вне колыбели ислама - Аравии. Поскольку создано опять же не арабами, а представителями завоёванных народов - в Самарканде, Хиве, Альгамбре.



Надо отдать должное, встретив запрет на выражение себя в сложных изображениях живых существ, обращённые в ислам художники развили зороастрийскую традицию узора в высокохудожественную исламскую роспись и мозаику. Но это - опять не арабы. Их имена не сохранились, поскольку они приравнивались к ремесленникам. Как безымянный абиссинский мастеровой, реконструировавший храм Каабе. И вообще лишь с завоеванием Персии Сасанидов архитектура ислама получила развитие, переняв зороатрийскую традицию. До этого мечети  - простейшие здания, модель дома пророка.

Арабы сильны отнюдь не науками, культурой и искусствами, а тем же,  чем и созданный ими ислам - простотой мышления и прямым обращением к простому, незамутнённому излишними мыслями сознанию.  Патриархальный быт, предписания на все случаи повседневной жизни - вроде омовений, поклонов и халяльного положения
барана при отрезании  у него головы - рассчитаны на примитивного кочевника. Это залог его успешности. Его успех - стадо баранов, а вовсе не знание алгебры и успехи в литературе. Максимум, которым ограничено творчество в написании слов - каллиграфия. Это близко арабской и мусульманской культуре. Повторять раз за разом написание витиеватой арабской вязи, словно заученные суры Корана. Тут арабы достигли успеха.

Кроме каллиграфии, есть ещё одно несомненное достижение арабов.  Арабский скакун. Великолепная лошадь, родоначальник лучших мировых пород. Выведена арабская порода коней ещё до ислама бедуинами.  А вот арабский алфавит - опять же заимствование арамейского и финикийского. Письменность у арабов появилась лишь в V веке.


Что до персов, то лишившись  своей идентичности, предав предков, приняв веру врага и отдав ему свою культуру - вместе с учёными, архитекторами, врачами и ремесленниками; они больше никогда не вернули себе былого величия. Приняв ислам, не создали ничего в науке и искусстве. Несмотря на все потуги и претензии на лидерство.  Иран - лишь региональная держава, с которой считаются, а вернее - терпят. Хотя ислам несколько иной, вступающий в противоречие с навязанной персам аравийской религией. Шииты не просто не признают Абу Бакра халифом. Это противостояние должно было появиться. как противоречие между кочевниками арабами и горожанами персами. Но даже возможность войны не снимет подчинённое и зависимое положение иранцев от саудитов. Потому что так и останется вероятностью.

Иран обречён быть отстоем, захолустьем четвёртого мира. Потому что вместо того, чтобы бороться и победить, принял идеологию врага, которая не ведёт к созиданию, а может лишь привести к прозябанию, либо учит присваивать  и паразитировать. Для Эраншахра как "век настал  великого Омара, и стих Корана зазвучал с мимбара", так этот век и не закончился. Иран кутается в паранджу.
Ничего  для удовлетворения амбиций
не предъявит миру, кроме нефти, и его оппонент в загробном мире - Саудовская Аравия. Ничего нового трансформировать не может, ничего старого осуществить не в силах.  Всё так же будут саудиты резать головы баранам, иногда используя для того же неверных. Задворки мира, с возведёнными иностранными архитекторами небоскрёбами,  изображающие из себя нечто значительное, поскольку Аллах одарил бесплодные пески нефтью. Повторить успехи предков невозможно, уже нет мамелюков и персов.





Tags: Персия, Эраншахр, арабы, ислам
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal